Алвопринт

Производство цветопроб

Цветопроба является самым достоверным способом убедиться в том, что будущее широкоформатное изделие удовлетворит Вас по следующим показателям: способу печати, материалу, цвету, четкости изображения.
На данной странице размещена информация о некоторых особенностях производства цветопроб и рассмотрены наиболее часто встречающиеся ошибки и недоразумения.

Раздел дополняется.


Требования к файлам

Верстая файл для цветопробы, задайтесь вопросом - что Вы хотите посмотреть?

  • Если цель - общий вид изображения, то достаточно уменьшить файл до приемлемого размера - А4 или А3. Бытующее мнение, что при уменьшении файла искажаются цвета - ошибочно. Детали пропадают, но цвет, тоновая гамма остаются неизменными. Главное указать тип материала и способ производства печати: интерьерная или наружная. Если Вы заказали цветопробу на баннере плотностью 320 гр/кв.м, а затем решили, что печатать будете на армированном баннере плотностью 440 гр/кв.м то результат будет разочаровывающий. Эти материалы обладают разной укрывистостью, белизной и в итоге Вы получите готовое изделие отличное от цветопробы. Еще большее отличие будет, если Вы решите сменить глянцевую пленку на матовую или способ печати - интерьерную на наружную. Конечно, красный цвет не станет синим, но плотность, насыщенность изменится. Заранее принимайте во внимание особенности материалов и печатных станков.
  • Если цель - посмотреть проработку деталей, отдельные цвета, то скомпонуйте наиболее важные фрагменты, цветовые плашки, самые мелкие шрифты и предоставьте это все в небольшом файле с масштабом 1:1. Все что было сказано выше про материалы и способы печати остается в силе.
  • Файл должен быть в формате TIFF, слитый, без α-каналов, цветовая система CMYK (8 бит/канал), масштаб 1:1, разрешение 150 dpi для интерьерной печати, 72-60 dpi для наружной печати.


Важные сведения о производстве цветопроб

  • Печатая цветопробу, мы делаем отметку в журнале о типе материала и станке, на котором она производилась, это очень важно, так как каждый материал и станок имеют собственный "характер" и ни какие ухищрения не могут их идеально нивелировать. Поэтому отправляя тираж в печать напишите в письме "согласно цветопробе". Увидев эту отметку, печатники сверят соответствующие данные во избежание ошибки. Не надейтесь на нашу память, во первых, прием файла, печать цветопробы и конечного тиража могут производить разные рабочие смены, а во вторых, за день через нас проходят сотни, а за неделю - тысячи файлов. Давайте исключим малейшую возможность ошибки.
  • Отправляя цветопробу укажите по возможности конечный размер файла и тиража. Если речь идет о производстве на баннере нескольких панно больших размеров или многочисленных изображений 3х6 м, мы, после изготовления цветопроб, отложим для Вас требуемое количество рулонов. Ситуация такова, что даже поставщики материалов не знают какой фирмы и какого качества будет следующая партия баннера. К самоклеящейся пленке это не относится. Компания ORAFOL, чьей продукцией мы пользуемся много лет, демонстрирует завидное постоянство. 


Подбор цвета по предоставленному образцу

Этот вид цветопроб наиболее сложен в исполнении, требует значительного времени и результат не всегда соответствует ожиданиям. Проблемы можно сгруппировать следующим образом:
  1. Источники освещения. Каждая лампа имеет свою цветовую температуру, измеряемую в единицах Кельвина. Цвет, идеально подобранный при лампе с ТС (теплотой свечения) 3500 К (люминисцентная лампа белого цвета) будет другим при лампе с ТС 5600 К (люминисцентная лампа дневного света). Дело в том, что отражающая способность материала Вашего образца (например: бумага запечатанная на лазерном принтере, офсетный отпечаток и т.д.) не соответствует отражающей способности баннера или самоклеящейся пленки. Выход только один - найти универсальный для всех источник освещения. Таким источником является дневной свет. Поэтому, все пробы по подбору цвета мы делаем только днем. Важно! С этой проблемой сталкиваемся не только мы, но и наши клиенты при работе со своими заказчиками. Какие лампы освещают его кабинет, каков цвет стен, дающий рефлекс на отпечатанный образец? Этого ни кто не знает. Демонстрируя образец подбора цвета подойдите к окну, это упростит Вам сдачу работы.                                                                                                                                    
  2. Тип краски, материала и способ, которым был окрашен Ваш образец. Здесь ситуация следующая:
    • Подбор цветов каталога PANTONE. Точно воспроизвести широкоформатной печатью можно 30-40% цветов данного каталога, остальные будут более или менее похожи. Дело в том, что для получения цветов PANTONE, полиграфисты применяют 14 видов краски. Широкоформатная печать, как правило, оперирует 4-мя (CMYK) или шестью, как в нашем случае, видами краски (CMYKLcLm). Совет: купите веер PANTONE, на котором представлено соответствие цветов отпечатанных 14-ю и 4-мя красками. Вы удивитесь, как часто они далеки друг от друга. Тем не менее, такой веер является эталоном и очень поможет Вам в работе с заказчиком.
    • Подбор флуоресцентных (светящихся) цветов. Такие цвета не воспроизводимы широкоформатной печатью в принципе. Ссылка на то, что офсетная и трафаретная печать такие цвета воспроизводит не корректна. В струйных принтерах нет отдельных печатных секций, которые можно заправить любой краской, а затем промыть. Слухи, что есть принтеры печатающие флуоресцентными чернилами ходят давно, но в живую их мало кто видел. Иногда заказчик, далекий от технологий печати говорит: "Подберите точный аналог, вы же профессионалы". Выход один - покажите ему цветовую схему широкоформатной печати (мы бесплатно предоставляем такие схемы своим клиентам) и приложите к ней образец с флуоресцентной краской. У адекватного человека все вопросы отпадут.  Подбор цвета в данном случае сводится к тому, какой цвет заказчик согласен считать похожим.
    • Подбор цвета сопоставимого с цветной самоклеящейся пленкой. Главную сложность здесь представляет насыщенность цвета. Цветная самоклеящаяся пленка окрашена равномерно в массе, а широкоформатная печать по сути,  напыление на поверхность отдельных точек. Чем темнее цвет который надо воспроизвести, тем ближе он будет к аналогу.

Дорогие ошибки

В отдельную тему выделим крайне неприятные ситуации, в которые иногда попадают начинающие дизайнеры и рекламные менеджеры не знающие тонкостей печатного дела.

  • В качестве цветопробы у заказчика утверждена распечатка сделанная на лазерном или настольном струйном принтере. Иногда такая бумага выглядит очень солидно, с печатями и подписями договаривающихся сторон. Задача, с точки зрения начинающего рекламиста, проста - надо точно попасть в цвет распечатки. Далее он с удивлением узнает о существовании в природе цветовых профилей, краски на основе жесткого сольвента и разнице в возможностях цветопередачи специальной бумаги класса "ПРЕМИУМ" и армированного ПВХ баннера. Часто дело осложняется тем, что добиваясь нужного цвета дизайнер экспериментировал не с файлом, а с драйвером принтера. Переставлял режимы печати, добавлял проценты по отдельным красочным каналам, короче искал необходимое "звучание". Как воспроизвести эту красоту? Ответ один - никак. Единственный способ более или менее приблизится к распечатке - сверять ее отдельные цвета с цветовой схемой и перекрашивать файл по частям.
  • В качестве цветопробы утверждена распечатка сделанная на другом предприятии. Эта ситуация менее критична чем вышеописанная, однако и тут есть подводные камни. У каждого предприятия свой цветовой профиль, все зависит от предпочтений печатника. Один любит теплые цвета, другой холодные, кто то работает вообще без постоянных профилей. В целом печать у всех похожа, если ее не ставить рядом. Основная опасность в данном случае - несовпадение критичных, фирменных цветов, ради которых часто и делается цветопроба. Уважаемые коллеги, сделайте еще одну цветопробу у нас и скорректируйте файл если это необходимо. Мы вам всегда поможем.


Цветопроба с помощью программы  Adobe Photoshop.

При верстке макетов для печати очень полезно включить функцию Цветопроба. Делается это следующим образом: откройте окно Просмотр в главном меню и поставьте галочку напротив пункта Цветопроба. Убедитесь, что в раскрывающемся окне Вариант цветопробы стоит галочка напротив пункта Формы CMYK.

цветопроба 1.jpg

Включение данной функции, наряду с правильной настройкой цвета (см. статью Управление цветом на нашем сайте), позволит Вашему монитору более корректно отражать цвета верстаемого макета. Особенно это важно при работе с RGB-изображениями.

Рассмотрим следующую ситуацию. Заказчик принес Вам яркую, светящуюся RGB-картинку, которую непременно хочет видеть в макете. На своем мониторе, в просмотровой программе, он видит изображение так как на рисунке 1.

цветопроба 3.jpg
       
При открытие файла в программе Adobe Photoshop, с включенной функцией Цветопроба, изображение примет вид как на рисунке 2. Что произошло? Программа скорректировала слишком яркие, "горящие" цвета RGB в сторону ближайших воспроизводимых в системе CMYK по которой работают принтеры. Бумага и баннер, в отличии от экрана монитора, светиться не могут. Для наглядности включите функцию Показать цвета вне CMYK в окне Просмотр главного меню.

цветопроба 2.jpg

Изображение примет вид как на рисунке 3. Все, что окрасилось серым - цвета существующие только на экране монитора и принципиально не воспроизводимы при печати. Поэтому, еще раз напоминаем - верстайте макеты для печати только в системе CMYK.


Цветопроба с помощью схемы печати

Для своих клиентов мы бесплатно выпускаем специальную схему с помощью которой можно без печатной цветопробы определить будущий цвет нужного фрагмента.

таблица.jpg

В таблицах схемы представлены 4719 вариантов смешения цветов CMYK в различных сочетаниях и пропорциях. Шаг добавки цвета - 10%. В большинстве случаев, этого вполне достаточно для определения правильности выбранного направления.

При работе учитывайте следующие факторы:

  • Схема напечатана на глянцевой пленке с разрешением печати 720х1440 dpi. На других материалах и при других режимах печати насыщенность цвета может измениться, но сам он останется неизменным.
  • Очень важно! Схема соответствует только рабочему пространству CMYK: U.S. Web Couted (SWOP) v2. Как настроить рабочее пространство программы Adobe Photoshop смотрите на нашем сайте в разделе Полезная информация, статья Управление цветом.

Пользоваться схемой очень просто. Предположим Вы замерили в программе Photoshop пипеткой участок файла и получили значение C-40; M-10; Y-20; K-0. Далее Вы находите соответствующий фрагмент и видите цвет получаемый при печати.

цветопроба 4.jpg